Как списать основные средства

Как списать основные средства

Основные средства (ОС) организации числятся на балансе предприятия, однако по некоторым причинам они могут быть списаны с учета, например, из-за непригодности к использованию, отсутствия экономической выгоды от использования, при продаже или дарении, сдаче в аренду, лизинг, реализации по договору мены, передаче в качестве вклада в уставный капитал другой организации.

1
Последовательность действий при списании ОС:

  • составление приказа руководителя с целью создания комиссии;
  • проведение комиссией мероприятий, направленных на определение необходимости списания ОС;
  • составление первичной документации на списание ОС и утверждение ее руководителем;
  • внесение изменений в инвентарную карточку о выбытии объекта ОС;
  • оформление списания ОС в бухгалтерском учете организации;
  • если производится списание ОС, в состав которых входят драгоценные металлы, например, комплектующие компьютера, то организация изымает ценные детали и оприходует их, составляя при этом акт изъятия детали и карточки учета материалов.

2
Основания для списания основных средств отсутствуют в следующих случаях:

  • если имущество, относящееся к основным средствам, перемещается из одного структурного подразделения организации в другое;
  • если ОС временно не используется в силу его реконструкции, монтажа дополнительных приборов, аппаратуры и др.

3
Выбытие основных средств отражается в бухгалтерском учете в составе доходов и расходов в развернутом виде:

  • Остаточная стоимость основных средств и затраты на их выбытие отражаются в счете 91 по дебету. По кредиту этого же счета – стоимость оприходованных ценностей, вырученная от продажи сумма и сумма амортизации.
  • Чтобы списать основные средства, следует к счету 01 открыть субсчет, к примеру, 01-В «Выбытие основных средств».
  • На счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются расходы и прибыль, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – это операционные доходы и расходы по отчетному периоду.

4
Учет для налогообложения:

  • Доходы и расходы, имеющиеся при ликвидации ОС, включают в состав внереализационных. При этом расходы от ликвидации учитываются единовременно, не считая убытки.
  • Прибыль и убытки от реализации ОС определяются на основании счетов аналитического учета на дату, когда были признаны доходы или расходы, связанные со списанием имущества.
  • Доход, который получил налогоплательщик от реализации ОС, включается в состав доходов в периоде, когда была осуществлена реализация.
  • Убыток в аналитическом учете отражают в качестве прочих расходов равными долями.

5
При списании ОС обязательно составляются первичные документы:

  • Акт о списании объекта ОС: по форме № ОС-4 и № ОС-4б – по причине непригодности; форма № ОС-4а – списание транспортных средств.
  • Акт приемки-передачи ОС: по форме № ОС1, № OC-1a и № OC-1б при продаже, передаче в качестве вклада в уставный капитал или дарении.

Если ОС ликвидируется частично, то первоначальная стоимость ОС изменяется на сумму, соответствующую стоимости ликвидированной части, затраты учитываются как прочие расходы. При этом с первого дня следующего за ликвидацией месяца уменьшится сумма отчислений на амортизацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

закрыть