Желанная, обдуманная покупка – несомненный повод для радости. Но не всегда приобретение бывает удачным, порой на смену восторгу быстро приходит разочарование в купленной вещи. Что же делать в подобной ситуации: горестно вздыхать о потраченных впустую деньгах или уверенно нести купленный товар обратно?
Ответ однозначный – не тянуть время и вернуть товар в магазин. А ещё стоит ознакомиться с «Законом о защите прав потребителей», чтобы уверенно апеллировать информацией о своих потребительских правах.
Условия обмена или возврата товара
Покупатель имеет право в течение 14 дней вернуть товар в магазин или обменять его. Но не каждый товар подлежит возврату.
Вернуть товар можно, если:
- товар является непродовольственным;
- товар был приобретен без заводского брака, дефектов, поломок;
- товар не был в употреблении, т.е. сохранена упаковка, присутствуют все бирки и этикетки;
- товар не испорчен покупателем после приобретения;
- покупатель имеет при себе чек, подтверждающий приобретение товара у данного продавца.
В случае, если после приобретения товара покупателем был замечен брак или внешний дефект, он может обратиться к продавцу с требованием:
- обмена товара на аналогичный либо на товар другой марки с перерасчётом стоимости;
- безвозмездного устранения недостатков товара или комплектующих;
- возврата стоимости товара.
Какие товары нельзя вернуть или обменять на аналогичные
Некоторые категории товаров не подлежат возврату, поэтому при покупке нужно быть особенно внимательным к возможным дефектам и недостаткам.
Продавец откажет вам в возврате или обмене товара, если вы приобрели:
- продовольственный товар;
- лекарства или другие предметы медицины;
- косметические препараты и туалетные принадлежности;
- предметы личной гигиены;
- постельное белье;
- нательное белье и чулочно-носочные изделия;
- посуду и столовые приборы;
- бытовую химию и агрохимикаты;
- изделия из драгоценных металлов;
- животных и растений;
- печатную продукцию.
Невозможность возврата вышеуказанных товаров связана с тем, что их потребительские свойства могут быть нарушены, даже если отсутствуют видимые следы использования или воздействия.
Как вернуть или обменять товар: руководство к действию
Итак, вы приобрели товар, но быстро разочаровались в совершенной покупке и жалеете о потраченных деньгах. Давайте подробно рассмотрим алгоритм действий в данной ситуации.
- В первую очередь, необходимо убедиться в сохранности чека. Именно его вы предъявите продавцу при возврате товара. Но что делать, если чек безвозвратно утерян или просто оставлен на кассе в магазине? Закон и в этом случае становится на сторону покупателя. При отсутствии чека покупателю предлагается воспользоваться свидетельскими показаниями и с их помощью подтвердить факт покупки. Данная формулировка довольно уклончивая, ведь свидетелями чаще всего является кассир и пара-тройка совершенно незнакомых людей из очереди.
На практике процедура подтверждения покупки при отсутствии чека обычно проводится путём просмотра информации с кассового аппарата. При покупке продавец фиксирует наименование и артикул товара, а также уплаченную за него сумму с учётом скидки. Для поиска этой информации вам достаточно назвать день и примерное время покупки. Часто магазины отказываются идти навстречу покупателю при отсутствии чека, но их отказ в этом случае неправомерен. Вы можете смело напомнить продавцу о пункте 1 статьи 25 «Закона о защите прав потребителей».
Для обмена товара предоставления чека достаточно. Но если вам необходимо вернуть деньги за купленную вещь, нужно учесть ещё несколько моментов.
- Вопрос с чеком урегулирован, и далее, в случае возврата денег, вы должны предоставить продавцу ваш паспорт. Это условие является обязательным, вас не должен настораживать интерес к вашим личным данным. Выдача вам денег из кассы осуществляется с помощью расходного кассового ордера, при его заполнении в соответствии с действующими нормами должны указываться паспортные данные покупателя.
- Продавец имеет право не возвращать вам деньги в момент обращения. Закон гласит, что деньги должны быть возвращены вам не позднее, чем через 10 дней после предъявления соответствующего требования. Будьте внимательны! Продавец может использовать этот период в своих целях. Обратившись к продавцу после указанного срока, вы рискуете услышать, что 14 дней для возврата товара истекли, а ранее никаких требований от вас не поступало. Чтобы избежать этой ситуации, попросите продавца подписать ваше письменное заявление от текущей даты о возврате стоимости покупки. Обязательно составьте заявление в двух экземплярах или сделайте его копию. Один экземпляр с датой обращения и отметкой продавца должен остаться у покупателя. Этот нехитрый приём обезопасит вас от непорядочных действий со стороны продавца.
Если все условия соблюдены, то скоро в ваших руках окажется подходящая вещь или ваш бюджет пополнится израсходованными ранее деньгами. Знание собственных прав и обязанностей может значительно облегчить решение трудных бытовых вопросов. Не упускайте эту привлекательную возможность.