Процесс формирования речи человека начинается с момента рождения. Малыш оповещает о своих потребностях плачем. В полгода ребенок произносит гласные звуки. Годовалый малыш говорит небольшие слова. К двум годам формируются предложения и небольшие фразы. В 7 лет школьник владеет связной четкой осмысленной речью. Поэтому начинать обучать ребенка речи необходимо с самого рождения.
Общение с момента появления на свет. Рассказывайте ребенку об окружающих предметах, описывайте их характеристики. Не забывайте петь колыбельные песенки и прибаутки. Все ежедневные действия с малышом проговаривайте вслух. Например, одевая малыша, расскажите, какую одежду одеваете, для чего нужна, какого она цвета. Конечно, ребенок мало что поймет из рассказа, но сможет «ловить» и запоминать звуки, неосознанно накапливать словарный запас. С подросшим ребенком пропевайте гласные звуки под разные знакомые мелодии. При общении с ребенком нельзя «сюсюкаться» и коверкать слова, подражать детскому произношению. Чтение детских книг. В самом младшем возрасте книгу не столько читают, сколько обговаривают картинки. Читают стихи – потешки и прибаутки, небольшие народные сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Курочка Ряба». Годовалым деткам можно предложить А. Барто «Игрушки» — ритмика стихотворений способствует запоминанию звуков и пополнению словарного запаса. С двух лет подойдут сказки К. Чуковского, стихи С. Маршака, С. Михалкова. Детям 3–5 лет нравятся сказки А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, Б. Заходера, Г. Остера. После прочтения книги задайте вопросы по содержанию, пусть малыш поделится своими впечатлениями от прочитанного. Не нужно говорить вместо ребенка – мотивируйте к общению.- облизывать губки, как котик;
- надувать щеки, как хомяк;
- высовывать язычок, как щенок;
- широко открыть рот, как бегемот;
- скрутить язык в трубочку, как клюв птицы;
- губки сложить трубочкой, как хобот слона.
Занимаясь с ребенком развитием речи, нельзя забывать о психофизиологических и возрастных особенностях. Занятия должны проходить в игровой форме. Длительность составляет от 5 до 20 минут – зависит от возраста и усидчивости воспитанника. При этом каждые 2–3 минуты нужно менять вид деятельности. Главное, чтобы малышу нравился процесс обучения, тогда он с удовольствием поделится с окружающими своими мыслями обо всем на свете!