Как научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить

Процесс формирования речи человека начинается с момента рождения. Малыш оповещает о своих потребностях плачем. В полгода ребенок произносит гласные звуки. Годовалый малыш говорит небольшие слова. К двум годам формируются предложения и небольшие фразы. В 7 лет школьник владеет связной четкой осмысленной речью. Поэтому начинать обучать ребенка речи необходимо с самого рождения.

1
Общение с момента появления на свет. Рассказывайте ребенку об окружающих предметах, описывайте их характеристики. Не забывайте петь колыбельные песенки и прибаутки. Все ежедневные действия с малышом проговаривайте вслух. Например, одевая малыша, расскажите, какую одежду одеваете, для чего нужна, какого она цвета. Конечно, ребенок мало что поймет из рассказа, но сможет «ловить» и запоминать звуки, неосознанно накапливать словарный запас. С подросшим ребенком пропевайте гласные звуки под разные знакомые мелодии. При общении с ребенком нельзя «сюсюкаться» и коверкать слова, подражать детскому произношению.

2
Чтение детских книг. В самом младшем возрасте книгу не столько читают, сколько обговаривают картинки. Читают стихи – потешки и прибаутки, небольшие народные сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Курочка Ряба». Годовалым деткам можно предложить А. Барто «Игрушки» ритмика стихотворений способствует запоминанию звуков и пополнению словарного запаса. С двух лет подойдут сказки К. Чуковского, стихи С. Маршака, С. Михалкова. Детям 35 лет нравятся сказки А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, Б. Заходера, Г. Остера. После прочтения книги задайте вопросы по содержанию, пусть малыш поделится своими впечатлениями от прочитанного. Не нужно говорить вместо ребенка – мотивируйте к общению.

3
Звукоподражание. Как можно чаще спрашивайте ребенка «какой звук делает этот предмет?». Например, паравоз – «чух-чух», корова – «му-му», чайник – «у-у-у» и т. п. Такие упражнения отлично развивают речевой аппарат, память, мышление, к тому же малыш в игровой форме знакомится с окружающим миром. Магазины предлагают большой выбор книжных изданий, развивающих игр и видео занятий для подражания звуков.

4
Артикуляционная гимнастика. Оказывается, гримасничать очень полезно! «Звериная» гимнастика для развития артикуляционного аппарата:

  • облизывать губки, как котик;
  • надувать щеки, как хомяк;
  • высовывать язычок, как щенок;
  • широко открыть рот, как бегемот;
  • скрутить язык в трубочку, как клюв птицы;
  • губки сложить трубочкой, как хобот слона.

5
Развитие мелкой моторики. Экспериментально доказано, что развитие мелких движений пальцев рук влияет на участок коры головного мозга, который отвечает за речь. Самым маленьким делают массаж ладошек и пальцев, можно применять небольшой резиновый мячик с шипами. Предлагают малышу пощупать материалы разной фактуры, мешочки с разными крупами. Ребенку до года подойдут игры-прибаутки «Сорока-ворона», «Ладушки». Деткам постарше нравятся крупный конструктор, игры с пластилином, пальчиковыми красками. Под наблюдением взрослых играют с песком, крупами, камешками – из них можно выкладывать узоры, рисовать пальчиком, пересыпать. Магазины предлагают широкий выбор игр – шнуровок, вкладышей, наклеек. Детей от трех лет заинтересует мозаика, аппликации, рисование кистью, театр теней и пальчиковый театр.

Занимаясь с ребенком развитием речи, нельзя забывать о психофизиологических и возрастных особенностях. Занятия должны проходить в игровой форме. Длительность составляет от 5 до 20 минут – зависит от возраста и усидчивости воспитанника. При этом каждые 23 минуты нужно менять вид деятельности. Главное, чтобы малышу нравился процесс обучения, тогда он с удовольствием поделится с окружающими своими мыслями обо всем на свете!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

закрыть