Каждый родитель видит в своем ребенке гения. Поэтому умение читать в раннем возрасте – дело родительского принципа. Но как обучать маленького непоседу так, чтобы не отбить охоту к знаниям на всю жизнь и только преувеличивать родительскую гордость за успехи юного читателя.
1
Для того чтобы не отбить охоту у малыша к изучению и запоминанию букв, складыванию их в слоги и слова, нужно определить готовность ребенка к получению знаний. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиже выделил 3 важных этапа в психологическом развитии каждого ребенка:
Сенсорно-моторный (до 2 лет) – формирование физических ощущений малыша;
Образный (от 2 до 7 лет) – формирование самооценки, освоение речи с помощью ролевых (символических) игр;
Логический (от 7 до 13 лет) – попытки сопоставления фактов, выстраивание самостоятельных логических умозаключений.
Чтение – это та же логическая операция, освоение которой невозможно без прохождения стадии игр.
2
Азбуки. В этот метод объединена целая группа вспомогательного материала для изучения букв в домашних условиях: интерактивные азбуки, кубики с картинками на определенную букву и т.д. По этому методу хорошо запоминать буквы, но не читать. Если малыш запомнил, что А – это апельсин, М – это мороженое, то последовательное соединение мороженого с апельсинами не поможет ребенку прочитать слово МАМА. Изучение с малышом названий букв – КА, ЭН, И, ГЭ, А – не сложится в его маленькой головке в слово «книга».
3
Буквари. Традиционный способ обучения, который помнят еще наши бабушки. Разнообразие картинок, героев, качества переплета букварей не изменяют единого принципа букваря – обучение ребенка самостоятельному соединению отдельных звуков в слоги, а слоги – в слова. Идет параллельное изучение букв алфавита и сложение их в слоги: ма-ам, мн-нм. Самостоятельные успешные навыки ребенка в «складывании» букв в разном сочетании – и есть процесс чтения. Большинство родителей и педагогов, которые экспериментировали с разными методиками, возвращается к принципу букваря. Логическое соединение букв в слога, а не заучивание готовых, хорошо подходит для правшей, у которых развито левое полушарие, отвечающее за логику.
4
Метод целых слов. Этот метод придумал американский нейрохирург Глеб Доман. Основан он на том, чтобы с двух месяцев и до трех лет максимально насытить ребенка знаниями. Основатель метода считает именно этот возрастной отрезок самым благодатным для раскрытия всех скрытых способностей и формирования навыков и умений. Образовательный процесс метода основан на изучении различных карточек с отдельными словами и целыми предложениями. Ребенок смотрит на карточку, мама озвучивает написанное на ней. Метод хорош тем, что дидактический материал можно изготовить в домашних условиях, учитывая при этом специальный размер букв, карточек и объем информации на одной карточке. Однако изучение русского языка затрудняется из-за огромного количества склонений и окончаний одного слова. Метод целых слов отлично подходит для изучения английского языка.
5
Кубики Зайцева. Методика петербургского педагога Н.А. Зайцева состоит в размещении всех возможных слогов на кубиках и в таблицах. Комплект дидактического материала стоит можно купить, но его придется еще дорабатывать (доклеивать, заполнять разными наполнителями), а можно сделать самостоятельно, хотя и потратить на это время. Положительной стороной данного метода является запоминание ребенком в игровой форме сразу целого склада, сочетания букв. Особенно подходит метод Зайцева для левшей, которые быстрей воспринимают слово или склад целиком. К минусам метода можно отнести то, что заучив склады целиком, ребенок часто проглатывает окончания или додумывает их сам, теряется при разборе состава прочитанного слова (ведь слово не всегда состоит из целых слогов, к которым привык малыш).
Если родители решили научить читать ребенка в раннем возрасте, то они должны постараться отдать этой мечте все свободное время. Но при этом взрослые не должны забывать, что кроме изучения букв и слогов, малыш должен учиться общению в социуме. Тест, позволяющий определить готовность ребенка к обучению чтению, можно пройти на этом сайте.
У нас проблемы с обучением были из-за плохой памяти и внимания ребенка….единственное, что помогло хоть как-то улучшить ситуацию-витамишки мульти+развивающие ежедневные игры…Постепенно стали замечать, что дочка действительно стала лучше информацию запоминать….А потом и сдвиги в чтении пошли))
Особенно подходит метод Зайцева для левшей, которые быстрей воспринимают слово или склад целиком. К минусам метода можно отнести то, что заучив склады целиком, ребенок часто проглатывает окончания или додумывает их сам, теряется при разборе состава прочитанного слова (ведь слово не всегда состоит из целых слогов, к которым привык малыш).
Гораздо меньше проблем с обучаемостью ребёнка, если мозг дополнительно чем-то подпитываете. Конечно нужны определенные добавки, та же самая омега. Мы долго выбирали, остановились на бэби формуле омега-3 (рыбки)…вкусные мармеладки, интересная форма для ребёнка. Поэтому ест, если можно так сказать, с удовольствием. И получает пользу.
У нас проблемы с обучением были из-за плохой памяти и внимания ребенка….единственное, что помогло хоть как-то улучшить ситуацию-витамишки мульти+развивающие ежедневные игры…Постепенно стали замечать, что дочка действительно стала лучше информацию запоминать….А потом и сдвиги в чтении пошли))
Особенно подходит метод Зайцева для левшей, которые быстрей воспринимают слово или склад целиком. К минусам метода можно отнести то, что заучив склады целиком, ребенок часто проглатывает окончания или додумывает их сам, теряется при разборе состава прочитанного слова (ведь слово не всегда состоит из целых слогов, к которым привык малыш).
Гораздо меньше проблем с обучаемостью ребёнка, если мозг дополнительно чем-то подпитываете. Конечно нужны определенные добавки, та же самая омега. Мы долго выбирали, остановились на бэби формуле омега-3 (рыбки)…вкусные мармеладки, интересная форма для ребёнка. Поэтому ест, если можно так сказать, с удовольствием. И получает пользу.