Ежедневно мы являемся потребителями продукции, предоставляемой нам рынком товаров и услуг. Это выражается во многом: различных покупках, ремонте техники, обуви и т.п. Иногда случается так, что приобретаемое оказывается плохого качества или продавец предоставляет недостоверную информацию об услуге. Во всех подобных ситуациях нужно защищать свои права потребителя. Если из-за непорядочности продавца вариант «мирного» решения конфликта отпадает – придется обращаться в суд. Рассмотрим, как в этом случае составить исковое заявление.
Законодательные нормы
Отметим, что в Законе России «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП) четко описана процедура досудебного разрешения спорных ситуаций между продавцом и покупателем. Поэтому первым делом изучите свои права, описанные в статьях 18 и 29 вышеуказанного Закона, и следуйте внесудебному порядку, изложенному на его страницах. Ведь в случае привлечения «Фемиды» предварительное обращение к продавцу с претензией не только поможет выиграть дело, но и предоставит основания для требования дополнительных штрафных выплат (п.6 ст.13 ЗОЗПП). Однако не всегда удается таким образом защитить свои права. Тогда в помощь покупателям приходит статья 17 ЗОЗПП, на основании которой можно обратиться в суд.
Советуем следовать претензионному порядку, описанному в статье нашего сайта – «Как вернуть бытовую технику в магазин».
Претензия на возврат товара здесь.
Пример претензии на возврат товара тут.
Подсудность
Споры с участием потребителей могут рассматриваться мировыми и районными судами по общему правилу:
- Когда цена иска превышает 50 000 рублей – обращайтесь в районный суд.
- Если материальное требование менее 50 000 рублей – к мировому судье.
Территориальный признак закреплен статьей 17 ЗОЗПП и представлен на рисунке ниже. Заметьте, что выбор местоположения инстанции предоставляется заявителю.
Требования покупателей
В просительном блоке потребительского иска к ответчику могут быть выдвинуты следующие условия (ст. 18 Закона):
- заменить некачественный товар на аналогичный или похожий;
- уменьшить цену купленного предмета;
- устранить дефекты товара;
- аннулировать сделку купли-продажи с возмещением всей потраченной суммы на покупку.
Если спорная ситуация касается некачественно оказанной услуги, тогда, ссылаясь на статью 29 Закона, требовать можно:
- устранения дефектов оказанной услуги за счет ответчика;
- уменьшения стоимости выполненной работы;
- бесплатного изготовления похожей вещи или оказания услуги повторно с возмещением всех растрат по устранению недостатков.
Кроме того, обиженный клиент имеет право потребовать компенсацию морального вреда и выплату штрафа за отказ добровольно устранить неполадки.
Скачайте у нас на сайте
- Иск о взыскании морального вреда;
- Пример иска о взыскании морального вреда;
- Примерный иск о взыскании неустойки;
- Образец иска о взыскании неустойки;
- Заявление о расторжении договора купли-продажи;
- Пример заявления о расторжении договора купли-продажи.
Форма иска и образец
Специальных требований к составлению такого заявления не существует. Поэтому иск в защиту нарушенных прав составляйте, опираясь на общие правила статьи 131-132 ГПК РФ:
- Во вводной части заполните «шапку», в ней укажите:
- наименование судебного органа;
- реквизиты истца и ответчика;
- номер договора купли-продажи или опишите факт приобретения товара/услуги.
- В описательной части подробно изложите:
- характеристики купленного товара или оказанной услуги;
- цену;
- обнаруженные недостатки, причины и сроки их возникновения.
- В мотивировочном блоке опишите, в чем именно нарушены права покупателя, ссылаясь на нормативные документы. Если имел место досудебный порядок разрешения потребительского спора – укажите сведения о претензии и также опирайтесь на этот факт.
- Просительную часть составьте:
- изложив основные требования;
- указав цену иска;
- сформулировав дополнительные условия (возмещение морального вреда, штрафа и т.п.).
К сведению: истец по закону освобожден от уплаты судебных расходов (ст. 17 п.3 ЗОЗПП).
Советуем при оформлении документа руководствоваться образцом, предоставленным ниже:
- Типовой иск о защите прав потребителя;
- Пример иска о защите прав потребителя;
- Иск об обмене товара;
- Пример иска об обмене товара;
- Заявление о бесплатном устранении недостатков;
- Пример заявления о бесплатном устранении недостатков.
При разрешении потребительского спора в судебном порядке важно тщательно подготовиться к процессу: изучить процессуальные нормы и пользоваться примером искового заявления. Все это поможет избежать разногласий при применении норм закона на практике.
Товар находится на ремонте более года,как расчитать неустойку за ремонт товара.