Двигатели охлаждаются специальными растворами, которые получили название «антифриз». Производители пока не договорились о едином стандарте для подобных смесей, у каждой страны свои технические условия. Советский Союз разработал свой вариант антифриза – тосол.
1
Состав охлаждающей жидкости (ОЖ) всех марок одинаков – вода, антифриз, присадки для защиты металлических частей от повреждений и смазывания поверхностей движущихся узлов. На свойства ОЖ влияет состав охладителя (антифриза), который изготавливается из этиленгликоля (чаще всего) или пропиленгликоля.
2
В российском тосоле используется этиленгликоль и присадки, изготавливаемые из неорганических кислот. ОЖ получают, смешивая тосол с водой в различных соотношениях – 1:1, 2:3, 1:2. Смесь используется водителями, проживающими на территории СНГ. В Европе тосол непопулярен, там предпочитают антифриз из полипропиленгликоля и этиленгликоля с присадками из органических солей.
3
Этиленгликоль относится к агрессивным растворам, неблагоприятно влияющим на систему охлаждения, поэтому в тосол добавляют силикин, нейтрализующей вредные свойства смеси. Добавка защищает поверхности, образуя защитную пленку более 0,5 мм. Толстое покрытие уменьшает теплоотвод на 50%, поэтому повышается потребление топлива, движущиеся детали быстро изнашиваются.
4
При использовании европейского антифриза в необходимых местах образуется тонкая защитная пленку толщиной 0,0006 мм. На остальных поверхностях защитное покрытие не появляется.
5
Недостатком российского антифриза считается неспособность присадок на основе неорганических соединений предотвратить повреждение алюминия при высоких (110 градусов) температурах. Зато с этой проблемой отлично справляются карбоксилатные антифризы.
6
При длительной эксплуатации тосола выпадает осадок, а силикаты могут образовывать гели. Эти образования засоряют радиатор и влияют на термостат. Карбоксилатный антифриз стабилен, посторонних образований в горячем состоянии не образуется.
7
Силикаты через 40 000 км пробега лишаются защитных свойств, требуется замена тосола. Антифриз на карбоксильной основе расходует присадки только на проблемные участки, благодаря такой экономии его меняют через 200-250 тыс. км. Европейский антифриз нейтрален к пластиковым, резиновым и другим материалам.
8
Различают две марки тосола – TCL 40 и ТCL 65. Числа указывают температуру замерзания. Первый окрашен в голубой цвет, второй – в красный. Изменение цвета при эксплуатации означает потерю основных свойств жидкости.
9
Антифриз европейских производителей имеет классификацию: G11 производят из этиленгликоля и небольшого количества присадок, стоит недорого, считается аналогом отечественного тосола. G12 изготавливают из этиленгликоля и карбоксильных присадок. Заливается в системы высокооборотных двигателей, нагревающихся до высокой температуры. Для производства антифриза класса G13 применяют полипропиленгликоль. Жидкость быстро разлагается, неядовитая, сохраняет экологию.
Заливать в систему тосол или европейский антифриз – дело вкуса каждого водителя. На выбор ОЖ влияют два фактора: качество (антифриз качественнее) и стоимость (тосол стоит дешевле).