Ведение бизнеса – процесс ответственный и достаточно кропотливый. Успех предприятия зависит от многих факторов. Не последнее место в этом перечне занимает и умение грамотно скоординировать работу, правильно распределить функциональные обязанности. Термин “аутсорсинг” появился в деловом лексиконе сравнительно недавно, но уже успел прочно закрепиться в нем.
Аутсорсинг – знакомство с понятием
Термин “аутсорсинг” имеет английские корни и произошел от слов “out”, что значит внешний, и “source”, что переводится как источник. В современном лексиконе данное понятие характеризует процесс делегирования организацией части процессов производства или бизнеса сторонней компании, которая специализируется на данном направлении. При этом важно отметить, что передаваемые виды деятельности не относятся к основному производству предприятия. Аутсорсинговая компания – это своеобразный субподрядчик, имеющий узкий профиль деятельности.
Основные характеристики аутсорсинга
Итак, суть процесса аутсорсинга предполагает делегирование части важных, но не основных функций сторонней компании-аутсорсеру. При этом важно учитывать, что:
- Такая поддержка носит не разовый, а систематический характер. Между предприятием и аутсорсинговой фирмой заключается договор на сотрудничество, в котором описываются не только виды выполняемых работ, но и их временной промежуток. Это может быть период от нескольких месяцев до нескольких лет.
- Субподрядной организации передается ведение вспомогательных (с учетом основного направления деятельности) процессов. К их числу может относиться, например, клининговый сервис, поддержка call-центра или техническое обслуживание организации.
- Аутсорс подразумевает также возможность передачи бизнес-процессов – бухгалтерское сопровождение, ведение маркетингового направления, делопроизводство, кадровый учет или логистику.
Направления аутсорсинга
Выделяют 4 направления аутсорсинга. Каждая компания может выбрать свою ветку сопровождения в соответствии с потребностями:
- Аутсорсинг IT-направления.
Как и следует из названия, организации данной группы специализируются на написании сайтов, разработке и внедрению программных продуктов, техническом сопровождении компьютерной и оргтехники.
- Аутсорсинг производственных процессов.
Речь идет о передаче организации-исполнителю части производственных функций или процессов. Рекламная организация, например, может заключить договор с типографией-аутсорсером на печать полиграфии (при отсутствии собственных печатных мощностей).
- Бизнес аутсорсинг.
Договор с субподрядной организацией может также охватывать ведение отдельных бизнес-процессов. К числу последних относятся ведение учета предприятия (бухгалтерского, налогового), управление персоналом, логистика или маркетинг.
- Аутсорсинг управления.
Данное направление сотрудничества в виду своей новизны пока не слишком популярно. Компании-аутсорсеры привлекаются для управления определенными процессами с обязательной аналитической обработкой и оценкой последних.
Масштабы выполняемых работ могут быть различны, единственное условие – это не должно быть профильное направление деятельности приглашающего предприятия.
Положительные и отрицательные черты аутсорсинга
Как и любое сотрудничество, аутсорсинг имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные моменты аутсорсинга
- Грамотное делегирование определенных функций позволяет снизить затраты на сопровождение функциональных процессов.
- Экономия денежных средств может также достигаться за счет привлечения аутсорсинговых организаций к сопровождению переменных процессов – нет необходимости в содержании штатного сотрудника.
- При этом качество выполняемых работ повышается. Компания-аутсорсер, производящая работы по контракту, следит и за качеством своих услуг.
- Появляется возможность сосредоточиться на развитии основного направления деятельности. Если для перехода на новый уровень требуется привлечение высококвалифицированных специалистов, их также можно привлечь через аутсорсинговое соглашение.
Отрицательные моменты аутсорсинга
- Увеличение расходов. Данная тенденция может наблюдаться, если предприятие сотрудничает с большим количеством аутсорсинговых организаций. Чтобы этого не произошло, необходимо провести анализ затрат и рентабельность привлечения сторонних подрядчиков.
- Функциональные издержки могут вырасти, если компания-аутсорсер внезапно свернет свою деятельность.
- Привлечение сторонних организаций не должно исключать контроль со стороны предприятия за переданным аутсорсерам направлениями. Иначе существует риск снижения эффективности управления и его гибкости, нерациональной концентрации технических процессов.
- Присутствует риск утечки информации даже при наличии жестких и строго оговоренных условий аутсорсингового соглашения.