Любой автомобиль нуждается в периодическом элементарном осмотре и ремонте, который хозяин может выполнить самостоятельно. Но без наличия смотровой ямы не получится устранить даже самую ерундовую поломку или заменить масло, так как вы не сможете добраться к нужному месту. Чтобы не платить на СТО круглые суммы, сделайте смотровую яму.
Размеры смотровой ямы
Прежде всего запомните, что размеры ямы должны позволять автовладельцу свободно передвигаться в помещении, выпрямляться при работе во весь рост, а также делать при необходимости перерывы для отдыха. Учитывайте это при расчете размеров смотровой ямы:
- При выборе ширины строения следует принимать во внимание марку и габариты автомобиля, а именно расстояние между колесами (неважно – задними или передними). Ширина должна быть меньше этого значения, чтобы исключить риск скольжения и падения авто вниз при заезде на яму. Также не исключено то, что автовладелец захочет поменять машину, то есть оставляем место для маневра. Поэтому лучше сделать смотровую яму стандартной – 70-75 см в ширину.
- Рассчитывая длину помещения, добавьте к длине автомобиля еще 1 метр, чтобы имелась возможность свободного спуска хозяина в яму. Как правило, длина сооружения не должна быть меньше 2 метров.
- При определении глубины котлована к росту автовладельца добавляется запас в 15-20 сантиметров.
- Все рассчитанные значения, а именно длину, ширину и глубину смотровой ямы, следует увеличить на величину припусков – близко 20-30 сантиметров. Она состоит из ширина гидроизоляции, слоя теплоизоляционного материала, бетона и кирпичной кладки.
Земляные работы
Нарисовав на полу в гараже прямоугольник с рассчитанными габаритами ямы, приступаем к земляным работам:
- Копаем котлован нужной нам глубины, оставляя часть грунта для дальнейших работ, а именно засыпки пазух после обустройства стен строения.
- После этого следует выровнять пол вырытого котлована и уплотнить его, используя щебень. Толщина слоя должна в полтора раза превысить размер самых крупных кусков.
- На данном этапе рекомендуется сделать в траншее ниши для размещения в них инструментов, запчастей и других приспособлений, необходимых при проведении ремонта авто.
Пол смотровой ямы
Сверху уплотненного щебня делаем бетонный пол. Для приготовления 1 кубометра бетона вам понадобится 300 килограмм цемента, 680 кг песка, 210 л воды, 0,9 м3 щебня. Однако в случае ручного замешивания вам придется воды добавить больше. Толщина пола должна составлять 6-7 сантиметров. Для армирования пола используем проволочную сетку, толщина которой 4-5 миллиметров. Она должна иметь ячейку 150 на 150 мм.
Стены смотровой ямы
Стены смотровой ямы можно выложить кирпичом или залить бетоном, рассмотрим подробнее второй вариант в силу его большей надежности:
- Стены делаем толще, чем пол, но не меньше 15 сантиметров.
- Бетон готовим в соответствии с такими пропорциями: 360 килограмм цемента, 0,86 м3 щебня, 670 кг песка. Воды добавляем 210 литров.
- Опалубку делаем из листов ОСП, которые имеют толщину около 10-12 мм. При этом следует одновременно обустроить и стеновые ниши.
- Стены бетонируются ярусами, высота которых составляет 30-40 см.
- Уплотняются ярусы посредством штыкования.
- Не забудьте об армировании стен с помощью аналогичной сетки, которой вы укрепляли пол. Стены так же укрепляются послойно, как и бетонирование.
- При создании последнего яруса установите цилиндрические «стаканы» для монтажа светильников, для чего в опалубку поместим обрезанную канализационную трубу.
- Затем нужно укрепить стены помещения. Для обрамления периметра ямы используется деталь, изготовленная из уголков путем сварки.
- Выждите 2-3 дня, пока схватится бетон, и можно доставать опалубку.
- Для создания обратной засыпки используем «несжимаемый» грунт, состоящий из щебня и гравия. Засыпаем слоями, хорошенько утрамбовывая каждый из них, приблизительно по 20 сантиметров.
Гидроизоляция смотровой ямы
При высоком уровне подземных вод не забудьте провести гидроизоляцию смотровой ямы. Можно выбрать любой из таких материалов:
- Битумный материал. Вы можете использовать рубероид, еврорубероид, размещая внахлест, что составляет около 25 см. Для укладки материала применяют битумную мастику, которую принято наносить в 2 слоя. Стыки проклеиваются с помощью горячего битума.
- Полимерные мембраны. Это качественный материал, срок эксплуатации которого составляет больше 50 лет. При их монтаже обустраивают армированный каркас с геотекстиля. При укладке мембраны делают нахлест, достигающий 10 см при наличии самоклеющейся основы, или 30 см, если она отсутствует. Также вы можете приобрести полимерные геомембраны с готовым геотекстильным слоем
- Проникающее вещество. Продается в виде сухой смеси, которую перед нанесением принято развести водой. После нанесения на бетонный слой состав проникает вглубь материала, останавливая просачивание на поверхность воды. Чаще всего применение проникающего состава выступает в качестве дополнительной гидроизоляции.
При создании обратной засыпки можно использовать жирную глину, чтобы повысить качество гидроизоляции смотровой ямы. Кроме того, в бетон, который вы используете для заливки стен, можно вводить гидрофобизирующие добавки.
Завершающие работы
После гидроизоляции стен займемся непосредственным обустройством сооружения:
- При обустройстве смотровой ямы в гараже не забудьте утеплить ее. В этом плане идеальным считается полистирол благодаря отличным теплоизоляционным характеристикам и свойству поглощать минимальное количество воды без потери своих свойств.
- Проведите в помещение электрические провода для его освещения, спрятав их в стальной гофрорукав, а в проделанные углубления в стенах установите розетки, выключатели и светильники.
- Так как даже в отапливаемом гараже образуется конденсат, следует предусмотреть в смотровой яме вентиляцию путем выведения из нее гибкого воздуховода, который закрывают сеткой, на уровне 30 сантиметров от пола в гараже. Кроме того, она будет выводить эфирные масла и прочую химию и способствовать поступлению в помещение свежего воздуха.
- Перекрываем яму настилом из широких досок, толщина которых составляет 40 мм. Из них изготавливается несколько щитов.
Таким образом, смотровая яма, построенная с соблюдением технологии, способна значительно облегчить жизнь автомобилиста. Внимательно следуйте нашей инструкции, и тогда работа будет в радость.