Живя в обществе, обеспечение жизнедеятельности которого построено на предложении и спросе, мы ежедневно сталкиваемся с множеством товаров, которые принято покупать за деньги, являющиеся универсальным мерилом стоимости любого товара. Между характеристиками, ценой предложения, ценой спроса и временем реализации товаров существует взаимосвязь, выраженная термином «ликвидность».
Термин «ликвидность» присущ каждому существующему товару, иногда его используют в следующих сочетаниях «ликвидность рынка», «ликвидность активов», «ликвидность предприятия» и др. Однако ее значение для каждого разное, т.е. каждый товар имеет свой уровень ликвидности. Со временем ликвидность товаров может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону, это зависит от множества различных факторов, например, сроком годности товара, сезонностью, насыщенностью рынка аналогичными товарами и др.- платежеспособность заемщика, т.е. его способность своевременно выполнить свои обязательства по возврату долга;
- способность товаров и услуг быть обмененными на другие товары или деньги без дополнительных скидок;
- способность актива при минимальных затратах и в минимальные сроки быть обращенными в деньги;
- характеристика рынка, отражающая скорость и эффективность совершенных на нем сделок купли-продажи при минимальной разнице цен спроса и предложения;
- способность банков погашать обязательства по депозитам с учетом выданных кредитов, исходя из внутренних банковских резервов;
- денежность;
- легкореализуемость.
Широкое применение термина «ликвидность» дает возможность глубже понимать процессы купли-продажи разнообразных товаров и оценивать их характеристики. Ликвидность является качественной характеристикой, в связи с этим коэффициенты ликвидности обеспечивают качественное сравнение подобных категорий товаров и др.