Первое знакомство с окружающим миром происходит в раннем детстве, когда малыш начинает различать день и ночь, замечает отличия времен года, изменение погоды и природные явления, связанные со сменой сезонов. В начальной школе первые знания, полученные от взрослых, ребенок учится систематизировать и получать новые, основанные на принципах наблюдений и опытов (экспериментальных данных).
Наблюдения для получения знаний о явлениях природы
Наблюдение – это естественное отслеживание и восприятие человеком природных явлений и объектов (живых и вещественных) с целью составления общих представлений, знаний и умений. Такой подход к изучению позволяет:
- Сформировать образные и конкретные понятия об окружающем мире – на основе этих сведений в дальнейшем развивать пространственное и логическое мышление, устную речь и способности к письменному выражению накопленных знаний.
- Способствовать развитию материалистического взгляда на действительность, основанного на постоянном изменении природных явлений, цикличности сезонов, взаимосвязи и закономерности событий, происходящих в окружающей среде.
- Развить важное личностное качество – наблюдательность, которая связана с появлением устойчивого интереса и внимания, любознательности, укреплением свойств зрительной (образной) памяти и формированием принципов выявления последовательности причинно-следственных связей между явлениями и событиями.
Организация наблюдательной деятельности помогает воспитанию аккуратности, дисциплинированности в поступках, развивает умения систематизированной работы, инициативы, самостоятельности и анализа полученной информации.
Наблюдения за природой предполагают длительный и непрерывный организованный процесс и должны иметь конкретно поставленные задачи и цели – выбор объекта наблюдения, составление временного плана или календаря для занесения данных, запись результатов, предварительная и общая обработка данных.
Итогом наблюдений являются выводы о проделанной работе, установление закономерностей и связей, а также выявление путей практического использования полученных результатов.
Проведение опытов для изучения данных наблюдений о явлениях природы
Если принцип наблюдения построен на отслеживании естественных природных явлений или погодных условий, то опыт предполагает искусственное создание условий (определенной модели), при которых происходит изучаемое физическое явление.
- Опыты проводятся с целью изучить конкретное явление, отбросив «лишние» данные, не оказывающие определенного влияния на эксперимент.
- Опыты должны основываться на научном подходе к изучению физических явлений. Такой подход не может опираться на интуицию – необходимо сформировать предварительную гипотезу, а затем проверить ее состоятельность с помощью эксперимента.
- Гипотеза – понятие, обозначающее некоторое утверждение либо суждение, которое требует доказательства. Формирование гипотезы происходит на основе анализа наблюдений за явлениями или событиями. Для доказательства верности гипотезы необходимо провести опыт (эксперимент), в ходе которого будут смоделированы определенные условия, позволяющие произвести точные измерения. При этом в ходе проведения эксперимента может на основе результатов может быть получена новая гипотеза.
- После проведения опыта на основе полученных данных делаются выводы, а также происходит переход от приобретения знания к его возможному применению.
Области знаний о явлениях природы, в которых невозможно проведение опытов
Подобная схема «наблюдение – гипотеза – модель – опыт» является основой получения данных о природе и физических явлениях. Но встречаются сферы исследований, где единственно возможным методом получения данных остается наблюдение:
- Астрономия – ученые и обычные наблюдатели не могут расставить звезды по своему желанию для проведения того или иного эксперимента. Все законы астрономии, связанные с движением планет и других небесных тел, сделаны на основе наблюдений.
- Экология – основные гипотезы о возможности выживания людей при существующем воздействии человека на окружающий мир не могут быть проверены экспериментально.