Бесперебойно работающее предприятие по производству шин может “обуть” несколько тысяч автомобилей в день. Само собой разумеется, что изготовление шин – сложный производственный процесс, результатом которого является современная “обувка” наших “железных коней”.
1
Начинается процесс изготовления шин с подготовки сырья. Количество специальных резиновых смесей в каждой шине составляет примерно 80%, оставшиеся 20% – прочие сырьевые ингредиенты, способствующие укреплению конструкции покрышки. Основные составляющие качественной шины: натуральный каучук, получаемый в процессе переработки каучукового дерева, технический углерод (он же сажа) и смола или масло, основная функция которых – смягчение резиновой смеси. Помимо названных компонентов, для изготовления резиновых смесей применяют оксид цинка и другие химические вещества, которые необходимы для вулканизации резины.
2
Следующий этап технологического процесса производства шин – изготовление резиновых смесей и компонентов. На так называемом этапе миксинга подготовленный сырьевой материал смешивают и прогревают до температуры +120°C. Для каждой части шины существует свой состав резиновых смесей. Так, “рецептура” смеси для летних покрышек легкового авто существенно отличается от состава резины для зимних шин. К слову, автоматизация процесса исключает возможность что-либо перепутать. Упомянутые резиновые смеси также используют в процессе обрезинивания компонентов, к которым относят бортовые кольца, стальной брекер, тканевый корд. В процессе изготовления шины используют порядка 20-30 компонентов, основной функционал которых – усиление конструкции будущей покрышки.
3
Далее следует щепетильный этап сборки шины. Из нужных ингредиентов оператор процесса изготавливает заготовку шины (ее еще называют “сырой шиной”) на специальном сборочном оборудовании. На одном из барабанов станка собирают каркас покрышки, на другом – брекерный пакет (его еще называют “поясом тяжести” – это полотна стального корда, размещенные между протектором и каркасом шины, которые облегают последний по окружности). Затем собранному каркасу придают нужную форму профиля будущей шины, после чего при помощи перемещающегося механизма на него наносят укомплектованный брекерный пакет. Потом каркас покрышки и пакет стального брекера прижимают друг к другу. В итоге получают упомянутую выше сырую шину, готовую к процессу вулканизации.
4
После этого приступают к финишному этапу технического процесса – вулканизации. Заготовки будущих шин вулканизируют следующим образом: диафрагма вулканизирующего станка при помощи пара под высоким давлением расширяется и прижимает сырую шину к поверхности металлической пресс-формы. Так появляется рисунок протектора. Кстати, именно на этой стадии делают отверстия под шипы на зимних покрышках. Вследствие химической реакции резина становится пластичной и прочной, а спустя несколько минут готовая шина “выскакивает” из установки.
5
Следует отметить, что каждая шина проходит жесткую проверку качества. Ее тщательно осматривают и проверяют на специальном проверочном оборудовании. Визуальный контроль проводят с целью выборки покрышек с внешними дефектами, а на станке проверяют правильность геометрии, радиальное биение, форму и массу шины. После тщательной проверки покрышку тестируют, и только после этого наносят маркировку с данными о модели.
Современные автомобильные шины с полной уверенностью можно назвать шедевром техники и технологии.