Исправная работа каждой детали автомобиля обеспечивает безопасную и корректную работу всей машины. Изменения в привычной работе авто нередко свидетельствуют о выходе из строя тех или иных механизмов и устройств. Информация, предоставленная различными датчиками, помогает найти и устранить источник возникшей проблемы.
Лямбда зонд – что это такое и каково его назначение?
Зонд представляет собой датчик, основной задачей которого является контроль содержания кислорода. Корректная работа лямбды обеспечивает наилучший состав топливной смеси. Поступление чрезмерно “бедной” или, напротив, “богатой” топливной смеси провоцирует реакцию датчика и соответствующий сигнал подается компьютеру автомобиля. Далее техника выполняет необходимую коррекцию для подготовки оптимального состава топлива.
- Оптимальное потребление кислорода для сгорания 1 кг смеси составляет 15 кг.
- Корректная работа лямбды имеет прямое отношение к расходу топлива и силовой тяге машины.
Проверка исправности кислородного датчика
Наиболее частыми проявлениями неисправности лямбды являются:
- Повышенный расхода горючего состава.
- “Рывки”, плавающие обороты двигателя.
- Повышение концентрации токсичных веществ в отработанных газах.
Появление таких “симптомов” требует незамедлительной проверки зонда. В зависимости от модели автомобиля, может быть установлен датчик с одним, двумя, тремя, четырьмя и даже пятью проводами. При этом сигнальным проводом является только один (в любом случае), прочие шнуры – для подогрева. Проверка лямбда зонда включает визуальный осмотр, а также обследование с помощью измерительных приборов – вольтметра или осциллографа.
Визуальный осмотр кислородного датчика
- Проверьте разъемы подключения лямбды. Фиксация зонда должна быть крепкой.
- Далее обследуйте собственно датчик. На нем не должно быть:
- Сажи. Она засоряет прибор и влияет на корректность его работы.
- Блестящих отложений. Подобный налет является признаком повышенного содержания свинца в используемом топливе.
- Налет серого или белого цвета также указывает на необходимость замены датчика. Наиболее частой причиной появление такого налета является попадание моторного масла.
Диагностика кислородного датчика
- Проверка работы лямбды начинается с прогрева автомобиля. Корректная оценка может быть проведена лишь при температуре больше 300C.
- Вольтметр находится в режиме фиксации постоянного напряжения.
- Сигнальный провод диагностируемого зонда крепите к “плюсу”. Минусовый щуп “кидаете” на корпус двигателя.
- Выжимаете акселератор до тех пор, пока не наберете 2500 – 3000 об/мин. Удерживайте данное положение порядка трех минут. За этот период произойдет прогрев датчика.
- Оцениваете показания измерительного прибора. Показатели напряжения должны находиться в пределах от 0,2 B до 1 B. При этом частота включения датчика за 10 секунд должна составлять 10 (допускается 8-10).
- Резкое нажатие акселератора переводит стрелку вольтметра на отметку 1 B – датчик работает корректно.
- При резком бросании педали акселератора стрелка вольтметра падает до 0 B – кислородный датчик исправен.
- При этом показатели 0,4-0,5 B и отсутствие включения лямбды говорят о необходимости замены последней.
Причины выхода из строя зонда
Наиболее распространенными факторами, провоцирующими выход из строя датчика кислорода, являются:
- Проникновение под корпус лямбды тормозной жидкости.
- Использование запрещенных для очистки зонда средств.
- Заливка некачественного горючего, в результате чего происходит излишний нагрев корпуса датчика. Такое развитие событий провоцирует некорректная работа датчика охлаждения, регулятора давления, изношенность фильтра топлива. Как результат – попадание загрязненного состава в камеру.
- Повышенная концентрация свинца в используемом топливе.