Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит, как правило, от сказуемого, отвечает на косвенные вопросы и при синтаксическом разборе подчеркивается пунктирной линией.
Применить пунктир несложно, главное – отыскать дополнение.
Как подчеркивается дополнение – ставим вопросы
Чтобы не ошибиться в правильности выбора, задайте вопрос к предполагаемому дополнению от управляющего слова. Посмотрите на приведенную ниже таблицу, из которой ясно, что дополнение отвечает на все падежные вопросы, исключая именительный.
Как подчеркивается дополнение – способы выражения
В роли дополнения может выступать любая часть речи:
- существительное в косвенном падеже. Летом я всегда приглядываюсь к звездному (чему?) небу. Птицами заполнялся березовый (что?) перелесок;
- местоимение. Дети увидели (кого?) ее около высокой ограды;
- числительное. Мы встали навстречу (кому?) обоим и поздоровались (с кем?) с каждым за руку;
- инфинитив. Нужно привыкнуть (что?) сидеть на коврике с поджатыми ногами;
- цельное словосочетание и фразеологизм. Отец завещал (что?) не вешать нос.
Как подчеркивается дополнение – виды
Дополнения могут быть прямыми и косвенными. Учитесь их различать:
- посмотрите, если дополнение связано с глаголом, стоит в винительном падеже и без предлога – оно прямое, в прочих вариантах – косвенное. Сопоставьте – Я вижу (что?) море (прямое). В колониальной Африке продолжалась война (за что?) за освобождение (косвенное);
- слово обладает обязательным характером – прямое дополнение. К примеру: Мальчики затихли и стали разглядывать (кого?) косулю (прямое). Дед вышел полюбоваться (на что?) на цветы (косвенное).
Как подчеркивается дополнение – добавочная справка
Иногда непросто определить тип дополнения, поэтому постарайтесь запомнить следующее:
- в отрицательных суждениях прямые дополнения меняют винительный падеж на родительный. Ученик читал (что?) роман. Ученик не читал (чего?) романа;
- падежная форма не меняется при утверждении и при отрицании? Это косвенное дополнение. Ему хватает (чего?) средств. Ему не хватает (чего?) средств;
- бывает кроме падежного вопроса к дополнению допустим смысловой вопрос обстоятельства, значит, подчеркивайте как обстоятельство. Пример: Большая серая кошка сидела (на чем? где?) на липе и мяукала. Девочка пошла кататься на роликах (с кем?) с друзьями.
Итак, чтобы правильно применить графическую разметку, сначала определите вид члена предложения и, поняв, что перед вами дополнение – отмечайте его пунктирной прямой.