Воображение – это способность человеческой психики создавать образы, картины и представления в сознании. Если восприятие формирует образы предметов и явлений, непосредственно видимых в материальном мире, то воображение моделирует образы несуществующих объектов на основе имеющихся зрительных образов и представлений. Такие образы могут значительно отличаться от реальной картины действительности или содержать какую-либо другую информацию.
Для чего нужно воображение?
- Без способности воображения не могли бы протекать такие процессы, как моделирование, планирование, творческая и игровая деятельность. Воображение является источником научных открытий, технического прогресса, развития искусства, управления жизнью.
- Воображение создает образы предметов и явлений, основываясь не на собственной памяти, а на общей картине мира. Такие образы менее реальны и основаны в большей степени на фантазиях. Развитое творческое воображение придает людям яркую индивидуальность и неповторимость.
- Способность воображения присутствует даже у самых прагматичных и скептически настроенных людей. В таком случае воображения выполняет функцию планирования и программирования будущего.
- Воображение может оказывать влияние на организм человека, как процесс деятельности нервной системы. Человек под влиянием воображения может чувствовать себя больным или же бодрым и полным сил.
Виды воображения
- Непроизвольное (пассивное) воображение работает в состоянии неконтролируемого сознания. Например, во сне картины и образы, иногда не поддающиеся никакой логике, сменяют друг друга, могут быть пугающими или удивительно прекрасными.
Пассивное воображение может присутствовать не только во сне – например, спонтанное формирование некоторых образов, когда человек не направляет специально свое мышление. - Произвольное (активное) воображение – это намеренное построение и детализация придуманных образов. В детском возрасте активное воображение быстро развивается в игровой форме, когда ребенок пытается представить себе ту или иную роль – врача, учителя и пр. С точки зрения воспитания необходимо уделять достаточное время развитию способности воображения у детей, формируя тем самым дальнейшее восприятие жизни и поведение в тех или иных ситуациях.
Наиболее ярко активное воображение проявляется в разных видах творчества, когда человек должен представить и воссоздать образ предмета, которого до этого не существовало в реальности.
- В повседневной жизни активное воображение является основой саморазвития, вызывает в памяти те или иные картины и старается улучшить образы, придать им совершенный вид. Например, картина притягательного будущего – у каждого человека этот образ формируется на основе реальности и собственных стремлений. Деятельный и целеустремленный человек, имея мечту, добивается ее исполнения. Для других же будущие достижения остаются лишь фантазиями и приводят к разочарованию в жизни.
- Воссоздающее воображение – способность представить то, что уже существует или существовало и то, как именно оно существовало.
Воссоздающее воображение помогает мышлению перенестись в другое время или другую страну, совершить путешествие, не выходя из дома. Как правило, такой тип воображения начинает работать при чтении определенной литературы, когда человек пытается представить описанное в книге, додумывая и добавляя детали.
Функции воображения
С точки зрения психического процесса воображение выполняет определенные функции, формируя психо-эмоциональное состояние и поведение человека.
- Познание – состоит в расширении кругозора на основе полученных знаний об окружающей действительности и формировании правильной реакции и поведения в незнакомой ситуации.
- Прогнозирование – подразумевает, что воображение помогает человеку увидеть итоговый результат неоконченного действия или ситуации. Сюда же можно отнести способность человека мечтать, т.е. представлять самый благоприятный исход.
- Понимание – состоит в возможности понимать состояние, эмоции и внутренний мир другого человека на основе предположений.
- Защита – заключается в объективной оценке возможной опасности и предотвращении ее за счет прогнозирования ситуации.
- Саморазвитие – способность к творчеству и созиданию.
Все перечисленные функции воображения развиты у людей в разной мере. Преобладание одной из функций над другими определяет характер и модель поведения человека.
Точно могу сказать, что память, внимание, воображение, да и в принципе мозговая деятельность лучше у тех людей, которые обеспечивают мозг витаминами, минералами и аминокислотами. Для меня самый лучший комплекс эваларовская когнивия. Ещё и работоспособность улучшается .