Между налогоплательщиками и контролирующим органом нередко возникают противоречия. Зачастую они вызваны несогласием граждан с действиями соответствующей инспекции. Например, с выданными ею подзаконными актами по результатам проведенных проверок, другими решениями или действием/бездействием налоговиков. В любом из случаев законодательством закреплено право на обжалование решения налогового органа, которое уже действует, или того, что не вступило в силу. Рассмотрим, как это осуществить на практике.
Общие принципы
Регламент обжалования индивидуально-правовых актов налоговой инспекции (далее – ИПА), или как их еще называют «акты ненормативного характера», определен статьей 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Под таким протоколом кроется и понятие документов с различными наименованиями, в том числе и решений. Кроме того, пунктом 2 статьи 138 НК обозначен обязательный досудебный порядок оспаривания требований (решений) налоговой службы или действий ее работников. В тексте налогового кодекса России даны определения понятиям жалобы и апелляции. Первая подается в случае, когда протоколы службы вступили в силу, а вторая – если решения о наказании за налоговое правонарушение еще не в действии.
Куда жаловаться
Как уже было сказано выше, при несогласии с ИПА инспекции не нужно бежать с жалобой в суд. Если вы считаете, что ваши права нарушены – действуйте в таком порядке:
- Обратитесь с претензией к вышестоящему должностному лицу. У любого инспектора есть начальник, которому положено рассматривать обращения граждан о неправомерных действиях его подчиненных.
- Пожалуйтесь в вышестоящий орган.
- Отправляйтесь в арбитражный суд.
Исключения из правил
Стоит отметить, что по некоторым возражениям можно обойти предварительную внесудебную проверку:
- Если претензия касается индивидуальных постановлений, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб/претензий. В этом случае предусмотрена возможность обращения как в вышестоящий орган, так сразу и в судебный.
- Когда акты приняты непосредственно федеральной налоговой службой (ФНС).
Эти особенности основываются на пункте 2 статьи 138 НК РФ (3 и 4 абзацы).
Механизм обжалования
Предоставление апелляций или жалоб на налоговую службу предполагают следующие действия:
- Определите контролирующую службу для адресации заявления. Само письменное обращение подается в спорную инспекцию для дальнейшей передачи в вышестоящий налоговый орган. При этом законодательством установлен срок 3 дня с момента обжалования.
- Составьте документ и передайте в уполномоченную инстанцию. Сроки на подачу жалобы определены статьей 139 НК РФ и представлены ниже на рисунке. Апелляционное обжалование возможно до дня вступления в силу спорного решения (ст. 139.1 НК РФ).
После того как претензия была направлена в управление ФНС на решения, принятые нижестоящими службами, у вас появляется право на обращение в арбитражный суд. На эти действия законом предусмотрен срок – 3 месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о правонарушении. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине его можно восстановить путем создания соответствующего ходатайства (ст. 139 НК РФ).
Ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок тут.
Пример с просьбой восстановить пропущенный срок здесь.
Форма и содержание жалобы/апелляции
Образца написания этих документов не существует, а их содержание регламентируется требованиями статьи 139.2 НК РФ. В обращениях должны быть обозначены следующие реквизиты:
- В «шапке» документа укажите:
- наименование органа, действия которого обжалуются;
- личные данные адресата или организации;
- номер спорного решения.
- В тексте обоснуйте подачу жалобы.
- Укажите требования и составьте перечень прилагаемых документов.
- Поставьте дату и подпись.
Скачайте у нас на сайте:
- Шаблон возражения на акт проверки;
- Образец возражения на акт проверки;
- Жалоба в налоговую;
- Пример жалобы на действия налоговика;
- Апелляционная жалоба на решение (акт) налоговой;
- Пример апелляционной жалобы на решение (акт) налоговой;
- Заявление с просьбой оспорить решение налоговой;
- Пример заявления с просьбой оспорить решение налоговой.
Способы подачи
Жалоба может быть подана лично, по обычной или электронной почте. Адреса доступны на интернет-портале Госуслуг.
Жалобы, адресованные в судебный орган, именуются заявлениями. Процедура их составления схожа с оформлением иска, а порядок рассмотрения близок с исковым производством.