Синквейн – стихосложение из пяти нерифмованных строчек, которое возникло в начале XX века в Америке и базировалось на построчном подсчете слогов. Вариантов синквейна множество, но самый простой и популярный – дидактический, потому что именно им, как методическим пособием пользуются в школах для развития мышления, разговорной речи и контроля знаний учащихся. Давайте разбираться, что такое дидактический синквейн и как его правильно составлять.
Что такое дидактический синквейн?
Традиционный синквейн представляет собой тезисы текста, главное в которых – образное описание содержания.
- Первая строка – тема стиха (заголовок), представленная одним существительным или местоимением.
- Вторая строка дает характеристику текста по признакам. Разрешается применять прилагательные и наречия. Количество слов – два.
- Третья – описывает тремя глаголами или деепричастиями действия происходящего.
- Четвертая строчка самая ответственная, так как в ней звучит субъективное мнение автора к своему опусу. Допускается – пять слов (можно использовать подходящий афоризм, народную мудрость или высказывание классиков).
- В 5-ой строке – одно слово-вывод (любая часть речи), выражающее суть темы. Как правило, берется синоним названия.
Принимаясь за творчество, не бойтесь образно выражать мысли: думайте, изобретайте, сочиняйте, главное, чтобы не менялась суть текстовика.
Что такое синквейн – тренировочный этап
Для экспериментальных упражнений берите нетрудные темы и помните о смысловой нагрузке каждой из пяти строк.
Например:
- Тема (что?) – сказка.
- Приметы или свойства (какая, чья?) – добрая, народная.
- Действие (что делает?) – поучает, сбывается, вещает.
- Субъективный взгляд (отношение, ассоциации, эмоции автора) – сказки живут среди людей.
- Заключение. Прочитайте получившееся произведение и дайте ему осмысленное название, в данном случае – выдумка.
Что такое синквейн – проба пера
Синквейн – универсальный метод обучения, помогающий ученику понять и пересказать даже трудный материал.
Начальные классы
Написать синквейн по теме – зима. Дисциплина – “Окружающий мир”.
Зима.
Белая, чудесная.
Наряжает, морозит, запорашивает.
Зима не лето – в шубу одета.
Время года.
Среднее звено
Охарактеризовать главного героя рассказа И. Тургенева “Муму” – дворника Герасима.
Герасим.
Трудолюбивый, честный.
Работает, спасает, молчит.
Не должен страдать из-за бесчеловечности барыни.
Человек.
Старшая школа
Кстати говоря, стихи не обязательно писать в столбик, можно и в строчку.
- География
Австралия. Сухая, жаркая. Находится, омывается, водятся. Австралия – самый низкий континент в мире. Материк.
- Биология
Бактерии. Маленькие, подвижные. Передвигаются, делятся, участвуют. Большая группа безъядерных микроорганизмов. Древнейшая форма жизни.
- Литература
Анна Каренина. Неверная, несчастливая. Любит, страдает, погибает. Анна – самый ранимый персонаж Льва Толстого. Символ страсти.
- История
Александр Македонский. Образованный, решительный. Покорял, воевал, влюблялся. Пришел, увидел, победил. Завоеватель.
Что такое синквейн – бытовые версии
Написание стишков – это определенный способ самовыражения, может быть поэтому, не только дети, но и взрослые пробуют себя в роли поэтов.
- Магазин. Частный, огромный. Продает, рекламирует, околпачивает. В любом магазине – смотри в оба. Супермаркет.
- Отдых. Интересный, энергичный. Планировать, провести, насладиться. Отдых – изменение рода деятельности. Выходные.
- Парикмахерская. Мужская, женская. Стрижет, химичит, закручивает. Хорошая прическа – это лекарство. Цирюльня.
После изучения тренировочного материала попробуйте сочинить синквейн самостоятельно, не забывая воплощать эмоции и вымысел в заданную форму.