Многим, в особенности новичкам в рисовании, сложно дается изображение волос. Это не удивительно – в их передаче на бумаге есть множество нюансов и мелких деталей, которые надо учитывать. Чтобы реалистично нарисовать волосы нужно знать их все.
Процесс рисования
Инструменты
Самое необходимое в рисовании это правильный подбор инструментов. Прорисовка волосяного покрова похожа в этом плане на рисование всего остального тела.
Нужны:
- Карандаши. Подойдут марки Derwent.
- Еще карандаши, но уже механические. С тонкими, 0.5 мм мягкими и твердомягкими грифелями. НВ и 4В соответственно.
- Подходящий ластик.
Объем волос
- Следующий шаг в рисовании это придание волосам объема. Тут следует учитывать, что волосы лежат на голове, но не выглядят как приклеенный на куклу парик. Чтобы не ошибиться, не «упустить» часть объема или не отрезать часть черепа при рисовании, начинают рисование всегда с прорисовки черепа.
- Не нужно вдаваться в детали, достаточно сделать небольшой набросок, чтобы определиться с крайними точками. После этого можно наметить и крайние точки прически – если волосы длинные, то высота волос будет около 2 см, а пряди по бокам головы будут иметь толщину в 2-3 см.
Направление волос
- В зависимости от изображенного на рисунке движения человека или погодных условий, будет колебаться и направление волос. Во многом это зависит от их длины и структуры. Например, длинные волосы в спокойном состоянии всегда «устремлены» вниз. При этом они ниспадают на плечи, обрамляя их, и плотно прилегают к голове под своим весом.
- На этапе скетча они будут напоминать скорее жидкость, поэтому штрихи делают свободными и простыми, едва-едва касаясь карандашом бумаги.
Тени и полутона, игра света
- До начала рисования теней и полутеней следует определиться с источником света. Большая часть волосяного покрова все равно останется в тени, но это позволит наметить светлые участки.
- Если в качестве референса художник использует фотографию, то для определения источника света повышают контрастность. Это меняет изображение, одновременно помогает определить все типы тонов.
- После этого берут карандаш другого цвета или жесткости и наносят на набросок ограничивающие линии. Они лягут как раз среди лежащими поверх друг друга прядей. За тем определяют на какие конкретно пряди будут падать блики от солнца, и выделяют их из общей массы будущих волос. Для этого продольно затемняют оставшиеся локоны.
- Тени прорисовывают вдоль тех линий, на которые падает свет.
Текстура прядей
- На этом этапе совершенно нет необходимости разрисовывать каждый отдельный волосок. По сути этот этап считается самым легким и потому любимым многими художниками. Важной его частью считается правильная штриховка и контроль движения карандаша.
- Придавать длину и плавные изгибы продолжительным линиям при движении карандашом легче, когда упор приходится на верхнюю половину руки вплоть до плеча, а не на саму кисть.
- На затемненных участках не экономят силу, достаточно просто рисовать вдоль расположения локонов. Для осветления участков неровным концом ластика и устраняют часть прорисованных линий в выбранном направлении. Он тут же запачкается и, чтобы не разводить грязь, ластик трут о чистый клочок бумаги после каждого применения.
- На этом этапе добавляют детали или устраняют ненужные, чтобы добиться большей реалистичности.
Хитрости рисования волос
- При работе над первыми штрихами опытные художники рекомендуют чередовать карандаши с разной толщиной и разной степенью отточенности. При этом при рисовании учитывается место, куда попадает свет – там штрихи или совсем слабые, или отсутствуют. Штрихи до блика должны быть направлены к нему, при этом становясь тоньше при приближении.
- На втором этапе пригодится карандаш с мягким грифелем, чтобы прорисовать более темным четкие линии. А также неточеный после использования 6В, чтобы заполнить пересветы слабым намеком на присутствие в тех местах прядей, почти невидимых глазу из-за яркого света. Для большей зеркальности бликов или чтобы продемонстрировать насыщение светом картины, пересветы не трогают совсем. Иногда их даже делают больше при помощи ластика.
- При рисовании кончиков волос рекомендуют начинать рисовать от начала к концу, чтобы концы сужались и не выглядели словно обрубленные.
- Рисование волос не просто скучное расположение одинаковых линий. В процессе рисунка для придания прическе живости можно поиграть с расположением прядей, прорисовывая и перепутанные прядки, и выбившиеся из общей копны волосинки или короткие прядки.
- Если черточки выходят недостаточно продолжительными или выглядят обрубленными, то карандаш берут как можно дальше от грифеля, чтобы убрать напряжение с запястья. Это дает возможность шевелить рукой более свободно и штриховка выйдет идеально ровной, а линии – продолжительными. Перед прорисовкой головы с волосами рекомендуют попрактиковаться в рисовании отдельных волос и прядей, причудливо переплетенных или лежащих на плечах. Это позволит чувствовать себя увереннее при рисовании портрета.
Рисовать волосы при должной сноровке не так уж и сложно. Если удастся избежать ошибок на этапе прорисовки основных линий, то в дальнейшем все пройдет как по маслу. Главное не забыть небольшие хитрости прорисовки волос.