Как играть на губной гармошке

Как играть на губной гармошке

Компактная и при этом чрезвычайно мелодичная губная гармоника – популярный  и интересный музыкальный инструмент. Органичное сочетание мотивов гармошки с клавишными инструментами, гитарой и вокалом обеспечили ей повсеместную любовь. Существует множество разновидностей губных гармошек, объединить которые можно в 2 группы – диатонические и хроматические. Последние отличаются более сложной конструкцией с большим количеством клавиш и отверстий. Поэтому оптимальным учебным вариантом является диатоническая гармоника с десятью дырочками в тональности до-мажор (“С”).

1
Игра на губной гармонике – общие рекомендации

  • Оптимальным выбором учебной модели гармоники станет инструмент из пластика или металла. Под воздействием влаги дерево может разбухнуть и инструмент придет в негодность. Отложите приобретение деревянной гармоники до момента более умелого обращения с гармошкой.
  • Выбором инструмента для новичка можно стать Lee Oskar Major Diatonic, Marine Band Special 20, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20, Big River Harp.
  • Одна из важных составляющих процесса обучения – правильное размещение гармоники в руках. Инструмент следует удерживать левой рукой, а правой – регулировать и направлять звуковой поток. Движение кистей помогает добиться разных звуковых эффектов.
  • Голова должна быть направлена прямо, мышцы лица, горло и язык максимально расслаблены. Поднеся инструмент к губам, добейтесь плотного обхвата гармоники губами.
  • Отличительной особенностью губной гармоники является способность производить музыкальные звуки не только на вдохе, но и на выдохе. Качественное звучание достигается за счет эффективной работы диафрагмы, но не щек и рта.

2
Игра на губной гармонике – начальные шаги обучения

Создание звуков на выдохе

Звуковой ряд губной гармоники построен таким образом, что 3 рядом расположенные отверстия выдают созвучие. Началом обучения является освоение первой позиции – игры по типу “прямая гармоника”. С той целью выберите одну или несколько дырочек на мундштуке и мягко начинаете в нее дуть. Потренируйтесь некоторое время, чтобы дыхание в 3 отверстия дарили приятный мягкий звук. Далее работаете над возможностью контроля дырочек с помощью губ и языка.

Создание звуков на вдохе

Следующим этапом является освоение второй позиции – “кросс-гармоники”. Вдыхайте плавно воздух, увеличивая на шаг ноты.Плавный вход и выдох через мундштук дает доступ ко всем нотам гармоники. Если для игры вы решили выбрать хроматическую гармонику, дополнительный контроль воспроизводимых нот обеспечивает нажатие кнопок.

Базовые техники

  • Трель образует чередование двух рядом стоящих дырок гармоники. Прием несложный. Для его воплощения достаточно резкого покачивания головы из стороны в сторону. Следует обратить внимание, что двигаться должна голова, а не гармошка в руках играющего.
  • Тремоло – звуковой эффект обеспечивается смыканием и размыканием ладоней на обратной стороне гармоники, а также вибрацией губ. Более сомкнутые ладони выдают более тихий и глухой звук, раскрытие кистей приводит к обратному эффекту – увеличению громкости (но не высоты) звучания. В результате формируется дрожащее звучание.
  • Глиссандро – плавное сплетение нескольких звуков (от трех и более) в цельное созвучие. Достигается такой эффект за счет скольжения от одного звука к другому без фиксации какой-либо ноты в конце. Выберите ноту и на одном вдохе или выдохе сдвиньте гармошку на несколько дырочек влево или вправо. Вариация глиссандро – дроп-офф, во время которого губная гармоника протягивается до конца.
  • Бэнд – достаточно сложный прием в игре. Изменение силы потока и направленности звучания провоцирует изменение тональности (высоты ноты).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

закрыть