Важнейшим элементом любого бензинового двигателя является катушка зажигания. Именно ее исправность во многом определяет корректную работу мотора. Поломка данного механизма приводит к тому, что двигатель и вовсе перестает запускаться.
Катушка зажигания – что это такое?
Вне зависимости от системы зажигания – контактной, бесконтактной или электронной – катушка зажигания является ее основным узлом. Катушка выполняет роль некоего накопителя энергии, распределяемой в дальнейшем по цилиндрам. Данный “электротрансформатор в миниатюре” преобразовывает низковольтное напряжение, которое заходит от аккумулятора и генератора, на высоковольтное – для свечей зажигания.
Катушка зажигания является достаточно чувствительным элементом. Даже небольшие отклонения показателей мультиметра могут проявляться в серьезных сбоях в работе автомобиля.
Проверка катушки зажигания с помощью мультиметра
Катушка зажигания располагается в эбонитовом корпусе. Ослабляя контакты и отсоединяя провода, обратите внимание на внешний вид корпуса катушки. Если уже на данном этапе обнаружены сколы, трещины или прочие повреждения, диагностику можно заканчивать. Катушка требует замены.
Если визуальная оценка не выявила повреждений, переходите к извлечению катушки. Катушка зажигания помещена в трамблер, поэтому для проверки корректности ее работы следует отогнуть фиксатор-защелку и убрать подходящие к трамблеру провода.
Начальный этап проверки включает оценку состояния первичной обмотки.
- Измерительный прибор переводится в режим омметра.
- Далее устанавливаете наименьший предел измерений.
- После этого подсоединяете щупы мультиметра к положительным и отрицательным контактам катушки (внешним контактам).
- Оценивая показания мультиметра, необходимо отталкиваться от данных, указанных в технической документации к данной катушке. Средние показатели нормы, на которые можно ориентироваться, колеблются в промежутке 0,4 – 2,0 Ом.
- Меньшее (или нулевое) значение указывает на короткое замыкание, произошедшее в катушке. Показания, уходящие в бесконечность, свидетельствуют об обрыве в цепи.
Если на первоначальном этапе отклонений не выявлено, переходите ко второму этапу проверки – обследованию вторичной обмотки. В зависимости от типа катушки, принцип подключения щупов будет несколько отличаться. Так, если перед вами:
- Катушка с единым выводом – фиксируете щупы мультиметра к положительному контакту катушки и выходом провода высокого напряжения.
- Катушка с двумя выводами (каждый из которого высокого напряжения) – щупы прибора крепите к данным выходам.
- Индивидуальная катушка – клеммы мультиметра присоединяют к центральному контакту и выводу высокого напряжения.
Если данная модель катушки имеет во вторичной обмотке пластинчатый сердечник, нормальными показателями прибора будут значения 6 – 8 кОм. Для катушек остальных модификаций показатель сопротивления может находиться в пределах 15 кОм.
Причины выхода из строя катушки зажигания
К счастью, неисправности в катушке зажигания, возникают не так уж и часто. При этом некоторые факторы все же способны спровоцировать поломку данного механизма. К ним относятся:
- Перегрев, повышенное напряжение или сильная вибрация. В результате происходит повреждение изоляции, как следствие – короткое замыкание в оплетке катушки.
- Перегрузки, вызванные неисправностью свечей зажигания, повреждениями проводов высоковольтного типа. Следствие такого воздействия является обрыв оплетки.